Aviti

Поволжский Авити

 

Открытое Акционерное общество «Научно-производственное объединение "Поволжский авиационный технологический институт"
(ОАО - НПО "Поволжский АвиТИ)

Обзор к 50-летию ОАО НПО «Поволжский АвиТИ»

В декабре 2008 года исполнилось 50 лет Открытому акционерному обществу «Научно-производственному объединение «Поволжский авиационный технологический институт».

Институт ведёт свое начало от Куйбышевского филиала Научно-исследовательского института технологии и организации производства (НИАТ, г. Москва), образованного приказом НИАТ от 10.12.1958 г. №233 по решению (приказ от 21.11.58 г. № 385) Госкомитета Совета Министров СССР по авиационной технике (ГКАТ).

Филиал создавался с целью приближения науки к производству (заводам Авиационной промышленности Средне-Волжского экономического административного района) и в первую очередь для решения следующих основных задач:

  • повышения уровня технологии и организации производства;
  • снижения трудоёмкости и себестоимости изделий;
  • сокращения сроков освоения серийного производства новой авиационной техники.

Кроме этого филиал по заданиям головного института и ГКАТ призван был оказывать научно-техническую помощь предприятиям других экономических районов страны.

Для осуществления поставленных задач с течением времени в филиале были созданы более двух десятков научно-исследовательских лабораторий. На заводах «Прогресс», «Экран», КМПО «Труд», КМПО им. Фрунзе в г. Куйбышеве, Оренбургский машиностроительный завод, «Гидромаш» в г. Горький были созданы базовые лаборатории. Под их руководством с привлечением специалистов других подразделений филиала производилась разработка и технико-экономическое обоснование комплексных планов технического перевооружения и развития заводов, постановки производства и запуска новых изделий авиационной техники, различных мероприятий по комплексной механизации, автоматизации и совершенствованию отдельных видов технологических процессов, разработка директивных технологических процессов производства новых изделий, оценка уровня технологичности и постановка серийного производства этих изделий.

Значительна роль филиала в создании в 70-х годах по заданию Министерства авиационной промышленности новых специализированных заводов Агрегатного (шасси) и Гидроавтоматика в Самаре, Гидромаш в Горьком. Филиал должен был выдать полный комплект исходных технологических, нормативных и объемных материалов для строительной части проектов этих заводов. Были разработаны технические задания почти на сто проектов специального оборудования под новые технологические процессы.

Большие группы специалистов оказывали техническую помощь Арсеньевскому Авиационному заводу в постановке серийного производства лёгких пассажирских самолётов, Ташкентскому авиационному производственному объединению им. Чкалова в постановке серийного производства транспортных самолётов ИЛ-76, Оренбургскому машиностроительному заводу по реконструкции завода и постановке сложного специзделия, Ростовскому вертолётному заводу и многим др.

Большой комплекс работ по заданию Правительства был проведён по комплексной модернизации завода «Узбекхиммаш» (г. Чирчик») с целью организации поточного производства теплообменной аппаратуры для предприятий нефтяной и химической промышленности.

Большой объем работ выполнялся по оказанию помощи Уфимскому моторостроительному заводу и другим предприятиям авиапрома по постановке массового производства двигателей для автомобиля «Москвич-412».

В лабораториях института выполнено множество разработок и в частности:

  • технологии штамповки крупногабаритных обшивок планера самолета и др. изделий;
  • технология и оборудование производства звукопоглощающих конструкций;
  • комплекс станков для обработки пера лопаток двигателя;
  • комплекс оборудования для дробеструйного упрочнения поверхностей деталей;
  • АСУ в объеме всего предприятия и АСУ технологической подготовки производства;
  • САПР ТП заготовительно-штамповочных работ, механической обработки, агрегатной сборки.
  • технологии сварки стыковых соединений оболочек и др. узлов космических конструкций;
  • серийный выпуск унифицированной электронной аппаратуры в стандарте КАМАК для автоматизированных систем испытаний.
  • испытательный комплекс для наземных виброиспытаний космического корабля «Буран».
  • технологический процесс безлитникового литья легких сплавов погружением;
  • средства клёпки, обеспечивающие герметичность топливных и пассажирских отсеков самолетов с повышением ресурса клепаных конструкций в 5-6 раз, внедренные на самолётах ТУ, ИЛ, ЯК, СУ, и космических изделиях;
  • техпроцессы и оборудование для одноударной клёпки в т.ч. заклёпок большого диаметра с использованием энергии импульсного магнитного поля, внедренные, в частности, на панелях крыла самолетов ИЛ-86, ИЛ-96 и камерах сгорания двигателей серии НК,
  • технология изготовления режущего и абразивного инструмента с использованием высокоэнергетических методов.

Разработки защищены более 500 охранными документами (авторскими свидетельствами и патентами), отмечены множеством медалей ВДНХ, дипломами различных выставок и грамотами.

В институте были созданы и успешно функционируют Научно-технический Совет, Отдел научно-технической информации, Отдел стандартизации, Научно-техническая библиотека, Патентное бюро, Научно-технический архив.

За годы существования институтом построено 6 инженерно-лабораторных и производственных корпусов. Для сотрудников были построены 70-квартирный и 300-квартирный жилые дома. Институтом подготовлено более 50 кандидатов технических наук.

В 1982 году в связи с выделением из НИАТ Научно-исследовательского института технологии и организации производства двигателей (НИИД) Куйбышевский филиал НИАТ был преобразован в Куйбышевский филиал НИИД.

Основателем научного коллектива и первым его руководителем по 1966 год был кандидат технических наук Коробов Владимир Константинович. Наибольший вклад в созидание и функционирование предприятия внес руководивший институтом с 1966 по 1983 г.г. Миргородский Лев Петрович. Следует отметить существенную роль в укреплении института его руководителя с 1983 по 1989 г.г. Героя социалистического труда Витера Петра Акимовича.

В 1991 году Куйбышевский филиал НИИД получил самостоятельность и стал «Поволжским авиационным технологическим центром» (Поволжский АНТЦ).

На этапе перехода страны к рыночным отношениям решением Комитета по управлению имуществом Самарской областной администрации от 25.03.95 г. государственное предприятие «Поволжский АНТЦ» было приватизировано и преобразовано в Открытое акционерное общество -ОАО НПО «Поволжский АвиТИ». 38% акций института было закреплено в собственности государства и институт был включен в число предприятий, обеспечивающих стратегическую безопасность страны.

Кризис авиационного производства в стране не обошёл институт стороной. По большинству заказов было полностью потеряно финансирование. Численность персонала института стремительно стала сокращаться.

В этой сложнейшей обстановке в период 1998-1999 г.г. институт сумел выполнить первый зарубежный контракт на поставку в Китай технологий клепки высокоресурсных герметичных швов планера самолёта и оборудования для магнитно-импульсной клепки.

В 2004 году Совет директоров, желая переломить создавшуюся ситуацию, учитывая необходимость сохранения авиационных направлений, утвердил по предложению Генерального директора Маришина А.Г. новые востребованные рынком гражданские направления:

  • по малой энергетике,
  • по переработке углеводородного сырья, в т.ч. для нужд авиатранспорта,
  • по утилизации попутного нефтяного газа.

Исходя из этого в последние годы:

Разработана технология, экспериментальное оборудование и изготовлены опытные образцы многослойных звукопоглощающих конструкций для перспективных авиационных двигателей.

Разработан проект универсального комплекса по получению метана в жидком виде из попутного нефтяного газа, истощенных месторождений природного газа.

Разработан проект изготовления и строительства блочной мини ТЭЦ мощностью 2 Мвт каждого блока.

Однако по ряду внешних и внутренних причин указанные разработки до реального осуществления доведены не были.

В настоящее время заключены и выполняются контракты с Пекинским научно-исследовательским институтом авиационных технологий Китайской народной республики на разработку и поставку некоторых видов оборудования для авиационного производства.

Указом Президента РФ от 16.04.08 г. № 497 и Распоряжением Правительства РФ от 4.10.08 г. № 1446-р федеральный пакет акций института в размере 38 % его уставного капитала в 2009 году был передан ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» для внесёния в уставной капитал созданного холдинга ОАО «Управляющая компания «Объединённая двигателестроительная корпорация» (ОАО «УК «ОДК»).

В мае 2010 года Собрание акционеров ОАО «НПО «Поволжский АвиТИ» передало исполнение функций Генерального директора управляющей организации ОАО «УК «ОДК».

Обзор составил Аксютин В.Д.
Юридический и почтовый адрес
443022, г.Самара, Заводское шоссе, 18.
Тел/факс: (846) 992 62 07

Генеральный директор
Функции Ген. директора исполняет Управляющая организация ОАО «УК «ОДК».

Исполнительный директор
Борисовский Александр Викторович, Тел. (846) 992 60 20

Председатель Совета директоров
Леликов Дмитрий Юрьевич, Первый зам. Ген. директора ОАО «ОПК "ОБОРОНПРОМ".

Корпоративный секретарь
Аксютин Валентин Дмитриевич, Тел. (846) 992 68 86

И.О. Главного бухгалтера
Ульянова Наталья Юрьевна, Тел. (846) 992 69 07







Hosted by uCoz